Слово на Благовещение

«Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня у нас замечательный праздник. Мы празднуем и чествуем Ту, Которая будучи одновременно Матерью и Девой, принесла в наш мир самое главное, самое необходимое, без чего наша жизнь на земле была бы совершенно бессмысленна - избавление от грехов, мир в наши души, вернула нам бессмертие.
Торжествует природа. Воздается честь Жене, Матери и Деве. Ликует род человеческий, потому что прославляется Дева. "Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать" (Рим. 5, 20). Мы собрались в храме в четь Нее, Пресвятой Богородицы и Девы Марии, Которая есть чистое сокровище девства, безгрешности, человеколюбия, милости, молитвенности. Истинная Ходатаица за нас перед Сыном Своим, Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, который и примирил на с Богом.
Представьте себе, что нам кто-то принес радостную весть. То есть, неожиданное сообщение о том, о, чем мы совершенно не знали, и даже не подозревал. И какое известие может чрезмерно обрадовать нас. Известие о чем, может принести нам радость? Допустим, о том, что мы вдруг стали обладателями большой суммы денег, которое существенно поправило наше шаткое финансовое положение. Или известие о том, что у нас родился ребенок. Рождение ребенка, прибавление в семье, всегда большая радость. Или мы получили давно ожидаемое повышение по службе. Это все радостные вести, несущие материальное или духовное благо. А что бы мы, смертные люди сказали, если бы к нам пришел кто-то, и сказал бы нам, что мы стали бессмертными. Нет больше смерти. Мы стали причастны к Жизни Вечной. Вероятней всего мы не поверили бы в это, потому что это не материальное благо, а духовное, и поверить в него можно тогда, когда мы духовно готовы к этому. От кого может зависеть наша смерть или бессмертие? Только от Бога. Поверить в свою причастность к бессмертию можно лишь в том случае, когда мы не только верим в существование Бога, но в Его безграничные возможности, в Его Любовь к нам. Живет ли в нас такая вера? В Деве Марии такая вера жила. Об этом нам повествует Апостол и Евангелист Лука:
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел». (Лук. 1:26-39)
Возвещенная Ей Ангелом «благая весть» должна была поразить Ее, своей необычностью и неожиданностью, Это великое и устрашающее в своем величии известие. Все в этой вести, все предстоящие события для Нее новы, и можно было предположить, что неподготовленная душа юной вы смутится или возгордится, при такой исключительной судьбе, которую открыл для Нее Бог. Но Она ответила: «Я раба Божия, и пусть будет так, как ты сказал». Ни испуг, ни сомнение в истинности этой вести, ни гордость не явились в Ее чистом сердце, ни на одно мгновение. Только смутившись, спросила: «Как же это возможно, если я не замужем?». И когда Гавриил объяснил ей, Она и здесь не усомнилась, потому что Елизавета, ее родственница, будучи неплодной и в возрасте, но зачала ребенка в чреве своем по обетованию Бога.
Пресвятая Богородица явила нам пример безграничной веры, полной покорности и бесконечного смирения Богу. Она, непорочно родив Сына Своего, вернула нам бессмертие. Мы, причащаясь истинным Телом и истинной Кровью Его, которые от Пресвятой Девы Богородицы, потому что молоком из ее сосцов был вскормлен Господь. От пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. В час Благовещения, возвещено основание таинству Тела и Крови Господних. И этот ежегодный праздник мы отмечаем для того, чтобы все христиане помнили и чтили Пресвятую Богородицу не только как Молитвенницу и Ходатаицу, но как истинную Матерью своею, как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы.
Господь пришел спасти людей, вернуть им бессмертие. Их не мог спасти обыкновенный, простой человек, потому что всякий живущий на земле раб Божий сам имеет нужду в Спасителе: «Потому что все согрешили, - говорит святой Павел, - и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). Адам, согрешил перед Богом подвергнув себя и нас греху. Лишив бессмертия и подвергнул смерти. Наше состояние было крайне бедственным, и не было способа избавиться от смерти, вновь вернут бессмертие. Были пророки, которые только указывали на наши немощи. Один говорил: "Господи, преклони небеса, и сниди" (Пс. 143, 5); другой взывал: "Исцели мя, Господи, и исцелею" (Иер. 17, 14); "воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас" (Пс. 79, 3). Иной: "Яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли" (3 Цар. 8, 27). "Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело" (Пс. 78, 8). Другие говорили: "О люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть" (Мих. 7, 2). "Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися" (Пс. 69, 1). "Аще умедлит, потерпи ему, яко Идый приидет, и не умедлит" (Авв. 2, 3). "Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, уповающаго на Тя" (Пс. 118, 176). "Бог яве приидет, Бог наш, и не промолчит" (Пс. 49, 3). Поэтому, Бог, пославший Архангела Гавриила и благовестивший Пресвятую Деву послал на Того, Кто не презрел естества человеческого, порабощенного первородным грехом от Адама, по великому Своему Человеколюбию, вернули нам бессмертие, которое мы имеем через Благовещение, через Рождество, через воплощение Бога в Человека, через Его земной путь, через Его страдания, через Его смерть и Его воскрешение, которым он попрал смерть, дав в уплату Свое Тело и Свою Кровь; для искупления рода человеческого от смерти, которое принял от Девы. "Христос ны искупил есть от клятвы законныя", - восклицает святой Павел (Гал. 3, 13). Слава Господи, Твоему Благовещению. Слава Твоему великому Человеколюбию. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.