СОЛНЦЕ.
 

 

(Изъ . «Сокровища Духовнаго» Святителя Тихона Задонскаго).

 

Прежде восхожденія солнца бываетъ тьма и ночь, но какъ солнце взойдетъ, тьма отступаетъ, и свѣтъ возсіяваетъ. Такъ и до пришествія Хріста, иже есть Солнце праведное, тьма всю вееленную покрывала и нощь глубокая была; но какъ только сіе свѣтлѣйшее возсіяло Солнце, и свои теплѣйшіе лучи на всю вселенную испустило, благопріятнѣйшій и сладчайшій душамъ нашимъ возсіялъ день. Тогда исполнилось пророческое слово: людіе, ходящіи во тьмѣ, видѣша свѣтъ велій: и сидящимъ въ странѣ и сѣни смертнѣй, свѣтъ возсія имъ (Ис. 9, 2). Нощь убо прейде, а день приближися. Отложимъ убо дѣла темная, и облечемся во оружіе свѣта, глаголетъ Апостолъ (Римл. 13, 12). Сотворимъ и мы по увѣщанію апостольскому, да будемъ сынами свѣта и дня.

Солнце на всѣхъ и на всякаго смотритъ: такъ и очи Господни все видятъ: Съ небесе призритъ Господь, видѣ вся сыны человѣческія: оть готоваго жилища Своего призрѣ на вся живущія на земли (Пс. 32, 13—14). И еще: очи Господни тьмами темъ кратъ свѣтлѣйшіи солнца суть, прозирающіи вся пути человѣческія, и разсматряющіи въ тайныхъ мѣстѣхъ: прежде неже создана быша, вся - увѣдѣна Ему, такожде и по скончаніи (Сир. 23, 27—29). Посему блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, глаголетъ намъ Апостолъ (Еф. 5, 15). О человѣче! Богъ на тебя смотритъ, и что ни дѣлаешь, помышляешь, начинаешь, замышляешь, что любишь, чего ненавидишь, чѣмъ утѣшаешься, и чемъ оскорбляешься, чего. ищешь, отъ чего убѣгаегаь, какъ съ ближнимъ твоимъ поступаешь,, все видитъ; какъ и что говоришь, все слышитъ, и воздастъ тебѣ по пути твоему. Блюдися убо, возлюбленне, како опасио ходиши!

Солнце всю поднебесную согрѣваетъ и какъ бы оживляетъ: такъ и Богъ, Солнце вѣчное, теплотою любви Своей все созданіе, а наипаче родъ человѣческій согрѣваетъ и оживляетъ. О Немъ бо живемъ и движемся и есмы (Дѣян. 17, 28). А наипаче всю теплоту любви Своей Онъ изліялъ на насъ въ посланіи Едкнороднаго Сына Своего къ намъ, — къ намъ, отступившимъ отъ Него, и погибшимъ. Тако бо возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животь вѣчный. (Іоан. 3, 16). Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людіе: яко утвердися милость Его на насъ (Пс. 116, 1 — 2). Хвали и ты, душе моя, Господа! Буди имя Господне благословенно отъ нынѣ и до вѣка! Помышляй, хрістіанине, великое сіе дѣло, и благодари Бога!

На солнце всѣ смотрятъ и, хотящіе теплотою его согрѣться, къ нему выходятъ: такъ и къ Богу всѣ вѣрные взираютъ, и теплотою милости Его согрѣваются. Очи всѣхь на Тя уповаютъ, и Ты даеши имъ пищу во благовременіи: отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое жвотно благоволенія (144, 15—16). Услыши ны Боже, Спасителю нашъ, упованіе всѣхъ концевъ земли, и сущихъ въ мори далече (64, 6). Возводи и ты, хрістіанине, очи твои къ Богу, да теплотою милости Его согрѣешися, и почасту глаголи съ Пророкомъ изъ глубнны сердца твоего: къ Тебѣ возведохъ очи мои, живущему на небеси. Се яко очи рабъ въ. руку господій своихъ, яко очи рабыни въ руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрптъ ны (122, 1—2).

Безъ солнца никакой плодъ не растетъ и не дозрѣваетъ: такъ безъ Бога, вѣчнаго Солнца, никакое доброу дѣло ни начинается, ни дѣлается, ни совершается. Доброе хотѣніе наше, доброе начало наше, средина и конецъ, все — Его дѣло есть; Онъ въ насъ начинаетъ, дѣлаетъ и совершаетъ. Безъ Мене не можете творити ничесоже, глаголетъ Онъ (Іоан. 15, 5).— Отсюду учись, хрістіанине, 1) познавать немощь свою и ничтожество, что ты самъ въ себѣ не что иное какъ изсохшее древо, которое никакого плода не можетъ принести. 2) Отъ сего научайся смиренію. 3) Всякое доброе дѣло, какое содѣлалъ ты, или дѣлаешь, Богу единому приписывай, чтобы Его дѣло себѣ не присвоить, и славу Его не похитить: это — тяжкій грѣхъ! 4) На всякое время воздыхай къ Богу, да не отыметъ отъ тебя всемогущей руки Своей, и чтобы ты, безъ помощи Божіей, отъ грѣха въ грѣхъ не сталъ падать. Повторяй часто молитву Псаломника: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи отъ мене: вонми въ помощь мою, Господи спасенія моего (Пс. 7, 22—23). 5) Когда посылаетъ тебѣ Богъ напасть, скорбь и печаль, то хощетъ исправить тебя, посему потерпи Господу твоему, якоже терпишь врачу, горькимъ лѣкарствомъ пользующему тебя. Горькое лѣкарство — плоти скорбь и иечаль: но снмъ душа болящая исцѣляется. Итакъ, потерпи Господа. мужайся, и да крѣпится сердце твое, и потерпи Господа (Пс. 26, 14).

Солнце всегда свѣтъ и теплоту свою изливаетъ на поднебесиую: такъ и Богъ всегда благотворитъ намъ, ибо естество Его такое есть. Богъ существенно благъ, такъ, что никтоже есть благъ, токмо единъ Богъ, по свидѣтельству Спасителя (Мф. 19, 17), и потому не можетъ не благотворити.

Солнце сіяетъ и изливаетъ теплоту свою на злыхъ и добрыхъ: такъ и Солнце вѣчное Богъ, и добрымъ и злымъ, благочестивымъ и нечестивымъ благотворнтъ. Благослови душе моя Господа (Пс. 102). Будемъ подражать и мы въ семъ дѣлѣ Создателю нашему, и будемь творить добро и добрымъ и злымъ, любящимъ и ненавидящимъ насъ, по увѣщанію Апостола: быватпе подражатели Богу, якоже чада возлюбленная (Еф. 5, 1). Яко солще Свое сіяетъ на злыя и благія, и дождитъ на праведныя и на неправедныя (Мф. 5, 45).

Солнце на всѣ вещи равно теплоту свою низпущаетъ; но иныя вещи теплотою его растаеваютъ, какъ-то воскъ и проч.; а иныя ожесточаются, какъ-то глина, и проч.: такъ и Богъ равно всѣмъ благотворитъ, но одни люди благостію Его умягчаются и творятъ покаяніе; а другіе ожесточаются и погибаютъ, какъ фараонъ ожесточился и погибъ — что и нынѣ въ мірѣ дѣлается. 0 человѣче! или о богатствѣ благости Его и кротости и долготерпѣніи нерадиши, невѣдый, яко благость Божія на покаяпіе тя ведетъ (Римл. 2, 4). Берѣгись, человѣче, благостію Божіею ожесточиться; но паче подвигнись къ покаянію, и размышляй о долготерпѣніи Божіемъ, во спасеніе твое!

Солнце въ чистой и тихой водѣ ясно изображается: такъ и Богъ, вѣчное Солнце, въ тихой, непорочной и чистой душѣ образъ Свой изображаетъ. Очистимъ убо себе, о возлюбленніи, отъ всякія скверны плоти и духа, творяще святыню въ страсѣ Божіи (2 Кор. 7, 1), да и въ насъ вселится Богъ, вѣчное Солнце, и тако образъ Его святый въ насъ изобразится.

Кто хощетъ отъ солнца согрѣться, тому должно изъ темнаго мѣста выйти, и предъ солнцемъ стать: такъ и тому, кто хощетъ отъ Бога, вѣчнаго Солнца, просвѣтиться, и теплотою сладчайшей любви Его согрѣться, должно тьму грѣховную оставить, беззаконное и нечистое житіе возненавидѣть, къ Нему обратиться и приступить съ покаяніемъ и сокрушеніемъ сердца, и молиться; и онъ свѣтомъ Его Божественнымъ просвѣтится, и теплотою любве Его Божественныя согрѣется сердце его. Приступите къ Нему и просвѣтитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс. 33, 6). Обратимся же, хрістіанине, къ Богу всѣмъ сердцемъ, да свѣтомъ Его просвѣтимся и любовію согрѣемся.

Когда небо густыми и темными облаками покрывается, и великая буря находитъ, — кажется, что будто солнце оставляетъ насъ; одкакожъ оно всегда и въ такое время тончайшіи свои лучи низпущаетъ къ намъ. Такъ и въ то время, когда темный облакъ и буря искушеній находитъ на насъ, и покрываетъ насъ, намъ кажется, что аки бы Богъ оставилъ насъ: однакожъ Богъ и въ такой тьмѣ вѣрнаго Своего не оставляетъ, но сокровенною силою Своею сохраняетъ его. И яко вѣренъ, не оставитъ его искуситися паче, еже можетъ; но сотворитъ со искушеніемъ и избытіе, яко возмощи ему понести (1 Кор. 10, 13). — Не отчаявайся же, возлюбленный хрістіанине, когда искушеніе какое постигнетъ тебя, но молись и призывай Его; тогда и ожидай помощи Его, по неложному обѣщанію Его: призови Мя въ день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 15). Богъ ожидаетъ во искушеніи терпѣнія и подвига твоего, а не унынія и негодованія. Потерпи Господа, мужайся, и да крѣпится сердце твое, и потерпи Господа (26, 14), безъ Котораго совѣта и изволенія ничто не бываетъ.

Когда непогода и буря пройдетъ, солнце еще пріятнѣе намъ сіяетъ: такъ и тогда, когда буря искушеній минуетъ, благость Божія въ сердцѣ человѣческомъ чувствуется. Тогда сладчайшее ведро въ душѣ сіяетъ; тогда душа утѣшается, мира и покоя, какъ сладчайшей вечери, насыщается; тогда въ душѣ таковой милость и истина срѣтаются, правда и миръ облобызаются (Пс. 84, 11). Тогда вкушаетъ и видитъ душа, яко благъ Господь (33, 9). Таковая сладость, по претерпѣнномъ искушеніи, въ сердцѣ человѣческомъ послѣдуетъ. Итакъ, терпи нашедшее искушеніе, хрістіанине, чтобы потомъ почувствовать благопріятное и сладчайшее ведро въ душѣ твоей!