Этический аспект сущности христианской религии

Иеромонах Марк (Гоголашвили)

Лекция прочитанная в Казанском Государственном Университете в 2001 году.

Прежде всего, о цели этой лекции. Я не ставлю ее условием убедить вас в существовании Бог, если среди вас есть, так называемые атеисты. И не ставлю условием как-то воздействовать на ваши убеждения. Я далек от этой мысли и исхожу из следующего: «Audiatar et altera pars» (следует выслушать и другую сторону). Я явлюсь в данный момент этой другой стороной, которую, уверен, следует выслушать только для того, чтобы иметь представление о противоположном мнении.
Сущность религии имеет множество аспектов, затрагивающих все сферы человеческой жизни. Как, например: политический, экономический, юридический, моральный, этический, эстетический, семейный и другие.
Мы будем говорить о этической сущности религии.
Пространство и время суть основные условия всякого материалистического -бытья, сущности всякого мышления и деятельности, всякого процветания и успеха. Тогда как есть еще бесконечность, бее пространство и безвременье, которые есть суть основные условия всякого метафизического бытья, и сущность всякого Божественного мышления и деятельности, и наконец, бессмертия.
Многие зачастую, под влиянием настроения ил» каких-либо экстремальных ситуаций, задаются совершенно праздным вопросом: «Для чего Бог создал мир и человека в мире? И тут же сами отвечают: «Для славы Своей. Поскольку для выявления и прославления Его сущности необходим интеллект, способный воспринять, понять необходимость для себя самого сущность Бога и прославить Его. Поскольку, не будь человека, не было бы Самого Бога. На верой мы знаем, что: «Бог - есть любовь». И в основе христианской религии лежит фундамент веры -любовь. Поэтому, Бог создал мир человека разумного для того, что бы он маг любить, через любовь, пройдя земную жизнь, вернуться вновь в условия вечности.
В философии принять считать Бога Высшим Существом. Но сама понятие существо, определяет не сущность, а существование некого «субъекта имеющего в наличии» определенные качества, как то; рост, вес, размер, материальное качество, Нам же известны только духовные качества Бога, как то; Всемогущий, Всеведущий, Человеколюбивый, суть которых духовность. Поскольку Бога можно определять как духовную субстанцию, на не материальную, то Бог не может быть Существом, но только Сущим, поскольку существует реально в другом мире, который не может быть определен какими то не была критериями, поскольку человеческий ум не в состоянии объять и представить бесконечность, безпространство и безвременье, и поскольку сам человек живет в пространстве и времени.
Материалисты считают, что нельзя, рассматривать мира как следствие или дело рук существа личного, действующего согласна своим намерениям и целям; и оценивая природу в ее универсальном религиозно-философском значении, выстраивают теории, где основным является эволюционный путь развития человечества, основываясь скорее на догадках и вольной трактовке открытий исторических и археологических. Не считаясь с тем, что метафизика основывается на догме, которая в свою очередь принимается верой, и не нуждается в доказательствах.
Рассматривая теологию и философию как науки можно сказать, что для теологии истинно только то, что для нее священно, и это вполне понятно, поскольку для веры достаточно догмы, которая не нуждается в доказательствах, для философии же священна только то, что истинно. Но что истинно для одного, для другого не представляет даже аргумента.
Человеку свойственно постоянное стремление к улучшению или изменению уже достигнутого, что собственно и обуславливает постоянный прогресс. Но подобное свойство имеет положительную и отрицательную стороны. Положительной стороной является достижение более высокого культурного и интеллектуального уровня. Отрицательной стороной является, то обстоятельство, что не всегда высокий культурный и интеллектуальный уровень обуславливает духовную стабильность, и ведет к деградации духовного состояния как общества в целом, так и отдельно взятую личность, как частицу этого общества.
Фейербах лукавит, говоря, что: «Теоs, - Бог есть голое имя, выражающее все возможное, и содержание его бывает столь же .различно, как различны времена и люди; поэтому все дело в том, что кто понимает под именем Бога». Но времена всегда одни и те же. И Бог неизменен в Своем вечном существовании. И мы, такие же, как и были наши предки в первобытные времена. Разве цивилизация, комфорт, образование избавили нас от самих себя, или разве мы перестали жить страстями, эмоциями и живем по-другому: разумом, целесообразностью, памятью и анализом прошлого. Нет, все те же низменные страсти. Только мы стали более утонченны. Наши рассуждения приобрели иной характер. Мы не столь прямолинейны, как прежде и стараемся облечь свои эмоции в форму, отвечающую требованиям сегодняшнего дня. В отличие от первобытного человека, мы наши животные страсти опоэтизировали, сделали их более съедобными для себя и других. И отношение к Богу мы не изменили. Многие, или вернее большинство живут, говоря в душе своей: «Я знаю что Ты существуешь Боже, но прости, пожалуйста, у меня столько дел. Как только разделаюсь с ними, то тот час приду в дом Твой, и поговорю с Тобой». Но проходят дни, месяцы и годы. Дела не кончаются. И только тогда человек обращается к Богу, когда попадает в экстремальную ситуацию, из которой не видит самостоятельного выхода. И тогда человек забывает о Фейербахе, и Бог теперь для него не голое имя, а вполне живое и ощущаемое Существо, на Которого он может надеяться и к Которому может обратиться, получив конкретный ответ и конкретную помощь.
Что такое атеизм? Атеизм происходи от греческого слова ateos, т, е. Безбожный, но означает не отрицание Бога, а состояния человека, считающего себя атеистом, т. е. живущим без Бога. Поскольку нельзя отрицать то, что уже присутствует в вашем сознании. Следовательно, в отличии от человека верующего, который осознает верой и стремиться жить в присутствии Того в существование Которого он верит, так называемый атеист, знает о существовании Бога, но живет, как он сам считает, в Его отсутствии. Хотя, ему не чужды выражения: «Слава Богу!», «Бог миловала, «Господи, помоги!». Пусть эти выражения проскальзывают у него в экстремальные моменты, и совершенно неосознанно, спонтанно. Тем не мене, это не подражание другим, это доказательство знания о существовании Бога.
Атеисты, как правило, люди - прагматики, целиком и полностью полагающиеся на себя самих, и представляющие себе, что все чего они достигли, и все, что они имеют, это их заслуга. Но с точки зрения верующего человека, это глубокое заблуждение. И люди, называющие себя атеистам не раз в этом убеждались в реальности существования Бога, когда в их жизни происходили события, положительные или отрицательные, но всегда независимо от них самих. Отрицать существования Бога или иметь мнение, что наше представление о Боге, как о высшем Существе или как о нравственном порядке вещей, не есть нечто реальное или существующее в действительности в этом мире немудрено. Немудрено верить в некие потусторонние силы, ауру, Тантру, «энергетическое по поле», магию чисел и вещей, в гороскопы и расположение звезд. Гораздо сложнее поверить в существование Верховного Существа, Которое любит нас, заботится о нас, и мы, как бы зависим от Него. Скептики, отрицают возможность доказать бытие Бога на основании разума. Догматики, утверждают, что небытие Бога может быть подтверждено известными доказательствами. Теоретики отвергают только объективную реальность существования Бога, но признают нравственный закон, который должен руководить нами в жизни и практически. Практики, вследствие тесной связи, установленной человеческим разумом между нравственным законом и представлением о Боге, не считают нравственный закон естественной потребностью, вытекающей из самой сущности нашего разума, а лишь случайным представлением, вытекающим из получаемого нами воспитания и из общественных отношений.
Когда больше всего атеистов? Тогда, когда в обществе при стечении политических и экономических обстоятельств наблюдается, распущенность нравов, которая неизбежно влияет на ослабление веры и вследствие этого, в эпоху глубокого упадка нравов, всегда обнаруживалось и возрождение атеизм или его невероятный всплеск. Неверие, как это было в Греции во времена Перикла, у римлян во времена Августа и Калигулы. В средние века, в эпоху упадка нравов среди духовенства и светских людей. Распущенности нравов, вольнодумство во Франции, во времена Руссо и Вольтера, и во времена предшествовавшее Французской революцией. В России, в период секуляризации Русской Православной Церкви царем Петром I.

Вера в существование Бога освящает нравственный закон, Этот нравственный закон в мире трактовался в соответствии с временем и конъектурой. Понятие о Боге в разные времена и у разных народов бывали весьма различное, и многих людей часто обвиняли в атеизме, тогда как эти обвинения основывались лишь на чисто субъективных взглядах. Так, например, древние греки обвиняли в атеизме некоторых из своих философов, таких как Анаксагор и Сократ, отвергавших не существование Бога, но многобожие, признаваемое народом. Точно также, в христианской церкви, вслед за установлением догмата Троицы, обвинялись в атеизме и наказывались все отвергавшие догмат о триипостасном Божестве и о Божественности Иисуса Христа. В новейшее время, исходя из христианско-теистического представления а Боге, как а личности, существующей вне мира, обвиняют в атеизме идеалистов и пантеистов (Спинозу, Фихте, Шеллинга и Гегеля), хотя они не отрицают самого существования Бога, только не допускают Его существование независимо от Вселенной.

От атеизма обратимся к этике.

Этика, греческое учение об основных принципах нравственности и а нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.
Понятие добра и зла субъективно, как на общественном уровне, так и на индивидуальном.
Все человечество сообщество разделено на общественные институты, которые мы называем государствами. Каждое государство осуществляет свою общественную, политическую и экономическую доктрины на основе принятой в государстве идеологии; И в каждом государстве своя собственная идеология, удобная тому режиму или той форме правления, которое существует на данное время. Следовательно, в каждом государстве или обществе положены различные начала основ морали и нравственности.
То, что нравственно при одной форме правления, то совершенно безнравственно при другой, таким образом, мы имеем доказательства субъективности в отношении понятия и восприятия морали и нравственности, в том числе добра и зла.
Однако есть объективная Библейская, или духовная христианская этика, которая является догмой, не требующей ни доказательств, ни подтверждений, ни ревизии. Объективна она только потому, что представляет собой четко изложенные моральные и нравственные общечеловеческие ценности, обязательные для исполнения, каждым здравомыслящим человеком в отдельности, и обществом в целом. Таковыми являются «Десять заповедей Господних», и на основе которого строится «Общественный Договор», обязательным для которого является защита каждого отдельного члена общества от самого общества, и общества в целом от каждого его отдельного члена. К этим основным принципам сосуществования человеческого общества невозможно что-либо добавить, поскольку они вмещают в себя все аспекты человеческого бытия и все аспекты взаимоотношения людей.
Но каждое государство, на основе избранной идеологии, по своему рассматривает эти «Десять заповедей Господних», то ли в силу сложившейся политико-экономической ситуации, то ли по прихоти самого общества.
Первая заповедь: «Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня».
Современное государство Греция не является государством светским, поскольку, Греческая Православная Церковь является государственным идеологическим институтом, а Православная религия, государственной религией. Таким образом, поскольку это является традицией и удобно нынешнему правительству Греции, само государство чтит эту первую заповедь.
Подобное явление было и в дореволюционной России. Несмотря на то, что в России было всегда очень много иноверцев и множество различных религиозных конфессии, Русская Православная Церковь была не только государственным идеологическим институтом, но со времен императора Петра I вообще было секуляризирована, то есть являлась государственной, поскольку управлялась Священным Синодам, во главе которого был назначаемый императором

обер-прокурор, совершенно светская личность. Таким образом и в России в определенное время первая заповедь исповедовалась государством.
Но, при известных стечениях обстоятельств произошла смена государственной формации, изменение строя, следовательно, смена идеологии, которая не только не чтила первую заповедь, на даже гражданам этого государства было запрещено исповедовать любую другую религию, кроме государственной идеологии. И здесь мы видим подтверждение, того что этические понятия в государственных масштабах совершенна субъективны.
Наиболее свободно трактуемая государством и обществом заповедь шестая: «Не убивай».
Когда государство заинтересованно в демографическом росте своего общества, то оно вводит в действие закон запрещающий искусственно прекращение беременности. И наоборот, когда государство обременена чрезмерным ростом населения, то оно не талька с легкостью разрешает аборты, но и поощряет их.
В мирное время убийства человеком человека жестока карается, вплоть да лишения жизни. Но стоит закончится мирному времени, в период военного времени, убийство не только поощряется, но человек, который убил множество других людей по приказу своего государства, становиться героем. Война, ее целесообразность, списывают все, даже уничтожение десятков миллионов людей, ради достижения той цели, которой стремится достичь государство на основе собственной идеологии.
У Бога, Который дал нам эти Заповеди, все десять грехов равнозначны, потому что всякий грех можно исповедовать, и искреннее покаявшись в каждом из них можно получить прощение грехов, которое однако не освобождает от духовного наказания, в виде назначаемой епитимьи, состоящей в первую очередь, отлучения от Святого Причастия, а так же в постоянном посте и покаянных молитвах на определенное время. Епитимья назначается священникам после исповеди, и освободить от епитимьи не может никто из духовных иерархов, включая самого Патриарха, кроме священника наложившего епитимью. Так в дореволюционной России, женщина, искусственно прекратившая беременность, наказывалась епитимьей в виде отлучения от Святого причастия на двадцать пять лет. Это страшное духовное наказание. Еще более страшным духовным наказанием является отлучение от Церкви. Таковое наказание понес граф Лев Николаевич Толстой, за пропаганду беспоповщины. Л. Н. Толстой не отрицал существование Бога, Святой Троицы, действия Святаго Духа. Но был противником института священников и монахов в Русской Православной Церкви. За что и был предан, так называемой «анафеме», духовной смерти без права христианской кончины.
Всякий грех прощается. Но общество, в целях собственной безопасности, заповеди «Не убей», расценивает по другому, относя его к разряду особо тяжких преступлений. Всякий член общества отнявший жизнь у другого или у других членов общества должен быть или уничтожен или до конца своей жизни изолирован от общества, поскольку нет уверенности, что он не повторит это вновь. В обществе исповедание этого греха, и даже чистосердечное признание и раскаяние не освобождает преступника от жестокого наказания.
В настоящее время в России объявлен моратории на исключительную меру наказания, и эта мера заменена пожизненным заключением. В отношении этих мер в обществе обозначился раскол. Поскольку есть множества сторонников смертной казни, и есть сторонники пожизненного заключения. Обе эти стороны в доказательство своей правоты оперируют этическими нормами подобных наказаний. Одни утверждают, что государство должно опираться на существующее в Библии изречение: «Кто убьет какого-либо человека, тот предан, будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину, Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за ока, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Левит. 24:17-20), совершенно забывая, что по подобным законам живут только иудеи, христиане живут па заповедям Иисуса Христа, отменившего «Моисеев Закон мести». Другие, считают невозможным применять в государстве смертную казнь, поскольку даже государство не имеет право отнимать человеческую жизнь, поскольку человеческая жизнь принадлежит только Богу. Убивая, государство само превращается в убийцу.
Духовная переписка с несколькими бывшими членами общества, находящимися в пожизненном заключении, доказывает, что пожизненное заключение морально более тяжкое наказание, нежели лишение жизни. Некоторые из заключенных осужденные на пожизненный срок, действительно искренне покаялись в своих грехах, и приняли данное наказание как заслуженную кару, переосмыслили свою жизнь, и в узах обретя Бога, стараются жить христианской жизнью. Почти все они не на момент совершения преступления, не достигли тридцатилетнего возраста, и все знают, что до сорока пяти или пятидесяти никто из них не доживет, из-за отсутствия чистого свежего воздуха, должного минимального питания, гигиены и свирепствующего туберкулеза.
Мы не будем рассуждать о государственной и общественной этике данного вопроса.
Индивидуальное понятие добра и зла таково: зла - эта то, что всегда, всякое деяние собственное или кого либо из окружающей среды, включая ближних, дальних родственников и друзей, в первую очередь во вред лично мне, членам моей семьи и моей карьере, во вторую очередь моим друзьям. Добро - это всегда всякое деяние собственное или кого-либо из окружающей среды, включая ближних, дальних родственников и друзей, что в первую очередь на пользу мне, моей семье, во вторую очередь моим друзьям. Но, иногда добро бывает злом для индивидуума или общества, а зло становиться добром для индивидуума или общества.
Для примера притча:
Один очень грешный человек взмолился Богу с покаянной молитвой, в которой просил отпущения своим грехам. Бог ответил ему: «Все твои грехи будут прощены тебе, при условии, если ты в пустынном месте, на перекрестке двух дорог, построишь себе дом, будешь возделывать землю, выращивать домашний скот и птицу, и будешь питаться сам и семья твоя от трудов своих, а на остаток от трудов своих ты будешь безвозмездно поить и кормить всякого проходящего мимо. И никто не должен пройти мимо твоего дома не отдохнув, не насытившись и не напившись. Воткни в землю сухую ветвь «Ветвь Моего с тобой завета». И когда увидишь распустившиеся на этой ветви листья, тогда ты поймешь и поверишь, что Я, Бог твой простил тебе все твои грехи». Человек поступил так, как повелел ему Господь. И много лет жил и трудился на перекрестке двух дорог. Жил сам и его семья. И каждого проходящего он кормил, поил, давал ему отдых. Но «Ветвь Завета с Богом», воткнутая им в землю оставалась сухой. Однажды, около дома остановился всадник на коне, и спросил человек, по какой дороге он может попасть в город. Человек ответил ему: «Не торопись, всадник, отдохни, дай отдых твоим измученному коню. Я напою и накормлю его. И ты отведай моего вина и моей пищи, а потом я укажу тебе дорогу в город». Но всадник, ссылаясь на чрезвычайную спешность своего дела, отказался и настаивал на том, чтобы человек указал ему дорогу в город. И как человек не уговаривал его, всадник никак не соглашался. Наконец, всадник так и не получив ответа от человека хлестнув коня помчался в путь, а человек в порыве гнева, что так и не сумев уговорить его, и тем самым поставив под угрозу свой завет с Богом, схватил стоящее рядом ружье, и выстрелом вдогонку всаднику, убил его. И только тогда, поняв, что совершил более тяжкий грех, чем все его предыдущие трех:, в отчаянии зарыдал, и тут обратил внимание на «Ветвь Завета с Богом». На ней распустились листья. Ветвь ожила и зацвела. Человек в недоумении обратился к Богу: «Господи, как же так, где справедливость Твоя. Я обратился к Тебе за прощением всех своих грехов, и Ты поставил мне условие, которое я безукоризненно старался выполнить. Но, я совершил еще более тяжкий грех, чем все мои прошлые грехи вместе взятые, и Ты прощаешь мне и прошлые грехи и только что содеянный?».Бог отвечал ему: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (Ис.55:8-9}. Да, ты исполнял наш Завет безукоризненно, но, убив этого человека, ты предотвратил еще большее зло, чем все твои грехи прошлые и нынешний. Этот человек скакал к царю, для того, чтобы возбудить в нем гнев и поднять его на войну неправедную, в которой погибло бы много народу. Отныне прощены тебе все твои грехи».
Итак человек, ради своей праведности, ради того чтобы обрести жизнь вечную совершает грех, который в человеческом обществе, расценивается как тяжкий, но в глазах Бога оценивается по другому, Почему? Только потому, что «возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Смерть Вечная, там, в совершенно другом измерении, где нет ни пространства, ни времени. И Жизнь Вечная в том же измерении. Физическая смерть, это лишь биологический и духовный переход в другое измерение. Это освобождение от временного скафандра - тела, в котором помещена наша душа, поскольку, здесь, на земле, в условиях пространства и времени, она не может функционировать. Это не ее оболочка, не ее система. Здесь, в земных условиях она формируется, строится, освобождается от своей греховной сущности. В этом то и состоит один из аспектов сущности христианской религии, В строительстве собственной души.
Земные условия жизни обусловлены рабством. Все мы рабы своих страстей, находящиеся в нас самих. Это и есть страшные демоны руководящие нами. Вся духовная история человечества определена: единственным стремлением освобождения из рабства, и каждый человек по-своему понимал и понимает это рабство, в зависимости от тех страстей которые в нем бушуют с неистовей силой подвигая его на определенный вид деятельности. Демонов нам представляют в виде неких страшилищ из серии мирового мистического кинематографа. Существуют ли они в реальности, или насколько они реальны в нашей жизни? Существуют в сознании человека обуреваемого страстями, И совершенно отсутствуют в духовно здоровом человеке.
Греховная сущность человека обуславливает его постоянное греховное бытие. Грех порождает грех, потому что грех привлекателен. Грех не вызывает у нас отвращение, такое какое например, какое заложено в нас Богом, Отвращение к фекалиям, гною, трупу, трупному запаху. Обнаженное тело, откровенный секс в любом его выражении вызывает в нас чувство стыдливости, хотя это происходит не с нами, а совершеннее посторонними людьми. На у нас нет отвращение к греху. Почему? Потому, что без падения нет вставания, без греха нет покаяния, нет сознания грешности. «Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Мар.2:17) Действительно нуждается ли здоровый во враче? Конечно же нет. А есть ли среди всех людей, которые когда-либо населяли или населяют, или будут населять землю здоровые? Нет, таковых не будет, Только здоровье или нездоровье свое определяет сам человек. Один пришедший на исповедь заявляет: «А в чем мне каяться, если я безгрешен. Я никогда, никому, ничего плохого не сделал. Я всегда делаю только добро. И это самый страшный грех, и страшная болезнь, поскольку человек живет не общими понятиями о добре и зле, но только своими, в которых зло всегда гипертрофированно в добро. Когда совесть человека усыплена, и человек не чувствует своей грешности. Он болен. Но не понимает этого. Придет время, и под воздействием сложившихся экстремальных ситуаций, это человек прозреет и поймет, что был не прав, прежде всего по отношению к себе.
Вполне естественно, что человек живет страстями. Но страсти питаются знаниями. «В современном обществе человека развращает скорее его разум, нежели страсти», говорит мыслитель XVIII века Шамфор. Эта в подтверждений слов Экклезиаста: «Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл.1:18). Скорбь, прежде всего, возникает от несоответствия реальности бытия с собственными понятиями о человеческом обществе, общественных ^установлениях, институте государственности. Основываясь на собственные убеждения человек, находится в постоянном поиске справедливости, которая как таковая отсутствует, поскольку общественное, государственное и личное понятие справедливости всегда различны, по причине собственной целесообразности. То, что целесообразно государству, не всегда целесообразно обществу, а государство не всегда считается с обществом. Создавая общественное мнение через средства массовой информации, государство, привлекая на свою сторону одну часть общества, подавляет ^другую, поскольку общество всегда расколото на сторонников и противников данного режима. Государство покупает членов общества, делая их своими чиновниками, и платит им в зависимости от их деловых качеств и умственных способностей, всеми доступными ему государству благами и привилегиями. Если государство лишает чиновника должности и всех, тех привилегий, связанных с этой должностью, то бывший чиновник немедленно станет в открытую или скрытую оппозицию к данном государственному и будет пытаться всеми возможными способами восстановить свои привилегии и свое положение в обществе. Тоже самое произойдет, если чиновник заподозрит, что государство пытается избавиться от него, или существует иной режим, при котором он достигнет более высшего государственного поста и больших привилегий связанных с этой должностью.
Христианская этика вне политики и вне экономики и опирается на следующие догмы: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая не справедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи, злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному». (1 Петр. 2:13-23).
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для чего вы и подати платите, ибо они Божий служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное; кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди; не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, и день приблизился; итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:1-14).
Примером, Высшей справедливости данной догмы, являются последние историческое столетие Российской истории. Был уничтожен помазанник Божий, российский император и его семья. Ради чего? Ради светлого будущего, ради всеобщего братства, свободы и равенства всех. Замечательная идея. По своей сути - христианская. Бывший «несправедливый» царский режим был заменен новым. Идеология «нового» - социалистического режима, отличалась своей идеологией от христианской только тем, что отрицала существование Бога, И это отрицание было политическим, поскольку в основу социалистической идеологии были положены общечеловеческие христианские ценности. Как они исполнялись государством, это другой вопрос. Но христианство, и вообще любая религия, были не только оппонентами социализму, но и главными конкурентами. Поэтому, коммунистам пришлось прибегнуть к откровенному запрету религий, как таковых, как к своим идеологическим конкурентам. Зло было превращено в добро. Но, коммунисты не учли самого главного обстоятельства, то, что человек живет страстями, и обуздывать эти стрясти человек может только при помощи Бога. Коммунисты, устанавливая свой «справедливый» режим, были далеко не безгрешны. Мощная государственная социалистическая идеология помогла им построить мощное социалистическое государство, где юридические нормы определяли только кару за физические преступления, как то: убийство, грабеж, насилие, коррупции предательство, измену. Духовные же проступки, как то: прелюбодеяние, блуд, сребролюбие, сластолюбие, корысть наказывались отрешением от высокого общественного положения исключением из рядов партии, то есть потерей всяких привилегий связанных с должностям и общественным положением.
Итог деятельности социалистического режима, как впрочем, и всех, полнейший крах.
В действительности так ли нужна христианину политика, если сам христианин является всего лишь временным жильцом земли, и следовательно является гражданином совершенно иного государства? Ведь цель и смысл его существования на земле, его личное подтверждение своего небесного гражданства. И это подтверждение должна происходить ежесекундно и ежечасно, и днем и ночью на протяжении всей земной жизни. Самое необходимое для совершенства этой деятельности, неукоснительное следование следующим догмам:
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа, не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту, хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая та них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец, ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день будет заботиться о своем довольно для каждого дня своей заботы».(Матф.6:25-34)
«Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». (Матф. 10:19-20).
«Не заботься» - не означает полное безделье, поскольку человеку Бог велел: «в поте лица твоего будешь есть хлеб доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт.3:19).
А так же: «трудящийся достоин награды за труды свои». (Лк. 10:7)
«Кто .крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся». (Еф.4:28).
В действительности, глубокое заблуждение людей, что все, чего они достигли, это сделали они сами. На самом же деле, это награда Бога за трудовую деятельность самого человека. В одно время очень часто по телевидению показывали бастующих учителей, воспитателей детских садов, требующих заработную плату, которую государство им не платит уже на протяжении нескольких месяцев. Более всего было удивительно, что они был чисто и прилично одеты, и совершенно не выглядели исхудавшими, голодными и изможденными. Человек без средств к существованию выглядит совершенно по другому.
Представьте, что у вас кончились деньги, заработную плату вам не выдадут еще как минимум месяца три, и сегодня у вас нет даже одной копейки, чтобы купить булку хлеба. Такое представить невозможно. Поскольку, вдруг появляются или деньги, или продукты, которые помогают вам выстоять в трудное время. Никто, никогда, ни при каких обстоятельствах не оставался без куска хлеба и кружки воды, если только не попадал в экстремальную ситуацию, из которой тоже нашелся выход. Просто, человек, потом, анализируя, посчитал результат плодом своей собственной деятельности. Но, если быть откровенным и честным перед самим собой, то все что с нами происходит надо отнести не на свой счет, а на Божие Человеколюбие, по которому Он подает нам, то, что мы совершенно не заслужили, и не оправдаем эти даяния перед Ним.
Все существование человек на земле обусловлено борьбой духа и плоти, разума и сознания. Цель борьбы: обретение свободы, освобождение от зависимости. Если духовное и плотское состоят в постоянной борьбе, то, как и во всякого рода борьбе должен быть итог, - победа. Сущность христианство, всегда стоящая на стороне духа и обуславливает его победу. Главным оружием здесь является человеческая совесть, - главный духовный измерительный инструмент, заложенный в нас Богом. Совесть определяет духовную чистоту человека. И хотя, человек не всегда следует своей совести, она является его постоянным обличителем, уличая человек в действиях, которые несовместимы с чистотой его духовного состояния заложенного Богом.
Человек живет страстями. Находясь под бременем своих страстей, человек стремится воплотить в действительности свои желания, стремления и мечты, которые не всегда полезны для чистоты его духовного состояния. Полезность всегда определяется целесообразностью. Целесообразность же заключается в обеспечения будущего своего и своей семьи. Заботой о завтрашнем дне. Ради завтрашнего дня, человек строит империи, меняет одну форму государственного управления на другую.
И те же империи. В самом начале своего образования, они возникали для удовлетворения одной нации. Государственная идеология была направлена на пропаганду необходимости покорения тех или иных народов. Порою, как за цель выдавались благие намерения - варварские племена привести к цивилизации, поскольку де мы цивилизованные, знаем и умеем жить, то нашему образу жизни надо научить других, пусть даже они этого и не хотят. Цель достигалась. Огнем и мечем насаждалась эта цивилизация. Сотни тысяч жизней легли на алтарь этой благой цели. Рим и Греция, Франция, Великобритания и Америка. Все они разбогатели и создали свою цивилизацию кровью и собственностью других народов. Среди всех существовавших империй, конечно, был наш бывший Советский Союз. Эта единственная империя, в которой сама метрополия жила хуже и бедней своих колоний.
В мире принято считать показателями высокой культуры и нравственности, то, что потом остается от империи. Искусство. Живопись, музыка, театр, литература. Это вызывает восторг и наслаждение в каждом последующем поколении. Кто же не восторгался поэзией Вергилия, Данте, баснями Эзопа, трагедиями Эсхила и Софокла, полотнами и скульптурами древних живописцев и ваятелей, остатками былых произведений древних зодчих. От каждого народа, во времени остается прекрасное, и уходит нетленным в будущее. Но где же сам народ? То большинство, что мы называем народом. Неужели все римляне и греки были такими стройными и красивыми, как Венера Милосская, или Аполлон Бельведерский, и не было людей малорослых, тучных, уродливых.
Мы о них ничего не знаем. Поскольку не они были носителями культуры, они просто жили в то время. Пили, ели, спали, мечтали, трудились. И никто из них не знал, что годы их империи уже сочтены. Рушились империи, возникали снова, и снова рушились. Причина их разрушения в чем? В деградации. В отходе от духовных и моральных ценностей. Человек ненасытное существо. Чем большего он достигает, тем большего ему требуется. Чем больше удовольствий, том больше требуется разнообразия этих удовольствий. В своей ненасытности человек безграничен.
Вот интересные строки из Нового Завета: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетилиеь в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1.18-32)
Эти строки написаны почти две тысячи лет тому назад, но и сегодня они очень актуальны.
Именно поэтому Библия считается, книгой способной ответить на любой вопрос, в любой области человеческой жизни.
Этическая сущность Православной религии, как и всякой другой религии не может быть объективно истинной, но является субъективной истиной, поскольку индивидуальна. Человеку эта сущность необходима для разрешения своих внутренних конфликтов. Когда человек находится в разладе с сами собой и его главный инструмент - совесть, находящийся в нем самом, которая определяет чистоту его души, чистоту его духовного мира, осуждает его, ему необходимо примирение с самим собой. Оно может состояться только в том случае, если сознание его собственной неправоты будет удовлетворено, через добровольное, чистосердечное и искреннее раскаяние, признание собственной неправоты им же самим. Подобное раскаяние, по природе человеческой должно происходить гласно, поскольку внутренне осуждение, внутреннее покаяние, только признание собственно неправоты и не избавляет его от душевных терзаний. Человеку необходим некто – посредник, межу ним самим и его совестью, поскольку совесть автономна и независима от человека и он не состоянии ею управлять. Он может лукавить, обманывая совесть. Совесть, как бы, внемлет ему, на время утишается, но проходит время, она просыпается, и душевные муки с новой силой начинают терзать его душевный мир.
Всякий человек, утверждающий и пропагандирующий, что его религия самая правильная и является истиной в первой инстанции, обязательно стремится достичь определенной корыстной цели. Тогда как религия, сама по себе не может преследовать корыстной цели. Сегодня, когда против России развязана оголтелая и разнузданная пропаганда, когда России пытаются навязать чуждые для нее, весьма сомнительные «общечеловеческие ценности», всему миру пытаясь доказать клерикализм Русской Православной церкви. Якобы она стремится довольно серьезно участвовать в государственной власти, оказывая влияние на государственных чиновников, или даже протежировать их назначение или перемещение. Прежде всего, несмотря на все социальные, политические, экономически и юридические новшества в свете «бескровной»^ демократической революции, изменении многих правовых норм, таких как презумпция невиновности, адвокатура в начале следствия и т.д., закон об отделении церкви от государства, и школы от церкви никто не отменял. Церковь по-прежнему вне государства. Нет ни одного юридического акта устанавливающего или определяющего взаимоотношения между государством и церковью. Все взаимоотношения, возникшие на заре демократической революции без исключения личностные, и основаны или на обоюдных симпатиях, или на желании при политической игре иметь еще и Православный электорат, или, что бывает в крайне редких случаях, когда государственный чиновник высокого ранга в действительности верующий Православный человек. О каком влиянии Русской Православной Церкви на государственную власть может идти речь, когда эта церковь не является ни каким государственным институтом.
За многие века Русская Православная Церковь, даже будучи государственным институтом даже не пыталась взять на себя хоть какую-то часть государственной власти. В первые века, после крещения Руси, при князе Владимире была осуществлена «Симфония», когда государство платило, как это и принять одну десятую часть от своего бюджета церкви, церковь же была обязана следить за духовным здоровьем общества в целом, и в честном. Подобные взаимоотношения продлились недолго. После смерти князя Владимира «Симфониям была отменена. Подобное же явление было в Византии при правлении царя Константина.
Внутренний духовный мир каждого человек уникален и неповторим, хотя все люди одинаково живут страстями, и страсти эти не отличаются разнообразием. Церковь считает, что не следует жить страстями, поскольку они привязывают человека к телесному, к земному отвлекая от духовного, которое и является главным инструментом строительства собственной души. Ведь, по сути, сущность религии заключается в строительстве внутреннего мира, когда человек должен быть в постоянном мире с сами собой. Страсти препятствуют этому строительству, постоянно создавая конфликт внутри человека. Если же человек конфликтует внутри себя, то конфликт распространяется и на внешнее окружение. Тогда возникает множество житейских проблем, которые создают дискомфорт. Человек пытается решить эти проблемы собственными средствами на основании собственного опыта и собственного мировоззрения. Как правило, это не всем и ни всегда удается. Сущность религии заключена именно в том, чтобы в подобных ситуациях примирить человек с самим собой: Американцы, как вы знаете, прибегают к помощи психоаналитиков, как бы обращаясь к науке. Возможно, ученые и помогают им преодолеть самих себя. Этот институт психоаналитиков, из-за нашего тоталитарного сознания, совершенно не пользуется популярностью в России. Люди, верующие в Бога, обращаются к Богу, поскольку верят, что Богу все возможно, и что только Он может поправить положение, дать благословение, освятить, изгнать черноту.
Одна из страстей человеческих, сребролюбие. Представьте себе сребролюбивого человека, жадного до денег, и представьте себе его мир. Мир пушкинского «Скупого рыцаря», Кощея чахнущего над златом. Разве в душе такого человек может быть мир? И если подобный человек не в мире с собой, разве может он быть в мире с окружающими? Разве подобный человек может испытывать радость от благотворительности, сострадания? Разве подобный человек может любить? Возможно. Если может купить себе любовь. А разве продажная любовь может нести мир в человеческую душу ?
Господь наш Иисус Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». (Матф. 1 4:28). И еще: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, та вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха».
Что значит «Успокою вас»? Эта значит, что человек пришедший ко Христу получает покой. Покой же может наступить только в том состоянии, когда он раскрепощен, или свободен. Но от чего человек может быть свободен? От общества? Но не всегда поиск пути к полной независимости от общества оканчивается свободой. Государство очень ревниво относиться к подобным исканиям, и диссидентов, как правило, наказываю. От семьи? И здесь нет пути, когда человек, для которого семья сковывает его свободу, может освободиться от семьи не уходя из семьи. Жить одному? Но разве это свобода? Единственная его несвобода, от которой он сам не в состоянии освободиться, это свобода от самого себя. Вот, для такого человека, который нанимает, что есть предел его узам, его несвободе, и он пытается найти мир внутри себя, примириться с сами собой, и для этого ему нужна, прежде всего, свобода от самого себя, от собственных страстей, для такого человека пришел в мир людей Бог и Господь Иисус Христос. И только Он может дать полную свободу человеку от самого себя. Не надо для этого оставлять мир, бросать работу, покидать семью, родных и близких.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына иди дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».
В этих словах Иисуса Христа многие находят противоречия с Его же заповедями: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Как же можно возлюбить ближнего своего, если Христос пришел для того, чтобы мечем разделить ближних? Именно для того, чтобы настал мир необходим меч, но меч, несущий войну самому человеку с его страстями. В действительности подумайте сами, с кем мы больше всего воюем? С друзьями? Нет! С коллегами? Нет! Конечно же с родителями. Проблема отцов и детей вечная проблема. Как бы мы их ни любили, но они никогда не понимали нас. Всегда в их время все было лучше, и сами они были идеальными. А дети, какие бы они хорошие ни были, но всегда их надо поучать, наставлять, и всегда они живут не так, как хотелось бы родителям. Да, действительно надо разделить сына с отцом, мать с дочкой, невестку со свекровью. Как же их разделить? Только духовно. Меч Иисуса Христа - духовный меч. И нет никого противоречья между заповедями: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Почитай отца твоего и мать твою».
В каждой человеческой связи, будь то родственная, супружеская, родительская или дружеская присутствует корысть. И корысть не обязательно материальная. Есть еще корысть моральная. Какая же корысть между мужем и женой? Ведь жена не может сказать мужу: «Дорогой и любимый супруг! Я люблю тебя, уважаю. Я верна тебе душой и телом до конца дней своих, а ты можешь не любить меня, изменять мне, не уважать меня. В сущности, от этого мои чувства и мое отношение к тебе не изменится». Нет! Такого в природе не может быть, поскольку в признании: «Я люблю тебя, уважаю. Я верна тебе душой и телом до конца дней своих», уже содержится требование взаимности. Взаимность накладывает обязательства, которые, как правило, нарушаются. То же самое между родителями и детьми. Рассуждение: «Дорогой сынок! Или, Дорогая доченька! Мы тебя родили, поили, кормили, учили, следовательно, ты должна быть нам благодарна и просто обязана оправдать наши надежды. Ты должна быть верующей, ходить в храм, должна вставать тогда-то, ложиться тогда-то», нет конца и края всем этим должна.
Но, ведь ваши дети, хоть они и ваши дети очень серьезно отличаются от вас, поскольку индивидуальны. У них свое мировоззрение, свои мечты, свои понятия о чести и достоинстве, свой внутренний мир. Надо ли с ними считаться? Надо ли разделяться? Необходимо. Ребенок будет таким, каким вы воспитали его с пеленок. Но, когда он перестает быть ребенком? Наверное, лет в одиннадцать или в двенадцать. Вот, тогда нужно искать другой уровень взаимоотношений. Ни родительский, а скорее дружеский. Ваши дети будут такими, какими вы их сделали. Они будут верующими, если вы их научили вере. Они будут ходить в храм, если вы показали им туда дорогу с детства. Для того, чтобы учить, быть учителем и другом, а не просто родителем, нужна любовь и нужно терпенье. Учение - это не физический труд, это труд духовный, требующий разделения, а не общности. В учении не должна присутствовать корысть. Корысть превращает человека в раба, порабощает человека. Отношения между зятем и тещей, невесткой и свекровью, стали нарицательными и анекдотичными. Во все времена, у всех народов всегда присутствовали эти отношения. И только разделение духовное, отсутствие корысти может изменить их отношения.
Этика христианской религии отрицает всякие корыстные отношения, как духовные, так и материальные. Одно дело, когда человек трудится за материальное вознаграждение, и совершено другое, когда он трудится во славу Божию, с полной верой, что «всякий трудящийся достоин пропитания» (Матф.10:10), с благодарностью принимая всякое даяние от Бога, без всякого стяжания, помня притчу Иисуса Христа, сказанную Им Своим ученикам: «И сказал им притчу; у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». (Лк. 12:16-21). «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8).
Если составить общую практическую картину этической сущности христианства, то получится некое подобие человеческой жизни, или некий аскет отрицающий человеческое естественное существование. Это далеко не так. Поскольку, для человека живущего в мире, а не в монастыре сохраняются все его социальные связи, как по горизонтали, так и по вертикали, но это уже тема следующей лекции о социальном аспекте сущности христианства.