Соционика и Православие

«Меня интересует отношение Православия к соционике - нет ли там чего-то несовместимого с Православием? Это просто направление светской психологии или нечто нежелательное?».

Дмитрий.

Можно точно сказать, что этот вопрос не только Дмитрия заинтересовал, но и меня. Я решил все же разобраться, и определить собственное отношение к этому феномену. Прежде всего, надо определить: «Что такое соционика?». Обратимся к Википедии. Замечательный сайт, на котором можно найти массу полезной информации. И так, о чем нам сообщает статья «соционика» в Википедии?

«Соционика — учение об обмене информацией в человеке и человеческом обществе (в более узком прикладном смысле — о психологической совместимости), ключевым понятием которого является «тип информационного метаболизма» (социотип). Соционика была создана в начале 1970-х годов Аушрой Аугустинавичюте по мотивам работы Карла Густава Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационно-энергетическом метаболизме. Название «соционика» происходит от одного из терминов теории, социон (от лат. socium — общество)».

Человеку свойственно стремление к знаниям. Но для чего ему эти знания? Ведь сказано у Екклесиаста: «Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». (Еккл.1:18). И не смотря ни на что, человек стремится приобрести эти знания.

Но знания не являются движителем жизни. Они только средство для достижения цели.

Что является движителем жизни для мирского человека, полагающегося на себя, но не на Бога? Страх! Страх неизвестности. Так устроено Богом, что человек не знает, что будет через секунду, через час, через год, через десятилетия. Он может только предполагать. А предположения не всегда позитивны. Скорее всего, в предположениях о будущем, больше негативного. «А вдруг!». Это «А вдруг!», даже на подсознательном уровне, больше всего и тревожит человека, вызывая в нем страх.

«А вдруг я завтра заболею, или ненароком попаду под машину! Следовательно, надо быть более внимательным, следить за своим здоровьем. Тем более, что это может быть связано с моей смертью. А что там, после смерти? Верующие говорят, что смерть физическая - это переход в другой мир, где жизнь вечная. Они так говорят и верят в это. А я в это не верю. Нет никакой жизни после смерти. Если я мыслю - значит, я живу, если же перестаю мыслить – значит, меня нет. Я мертв. На этом моя жизнь закончилась. Но я еще молод и пока здоров. Ведь всякое бывает. Смерть не смотрит ни на возраст, ни на здоровье. Один миг, и меня больше не стало. Страшно! Страшно, когда умирают другие. Смотришь на труп лежащий в гробу и мысленно представляешь себя на этом месте. Страшно!»

«А вдруг заболеет ребенок! Болезнь сегодня уж слишком дорого обходится! Следовательно, надо иметь финансовые накопление, чтобы выйти из этого положения, вылечить ребенка. А пока этих денег у меня нет. Страшно!»

«А вдруг меня уволят с работы. Фирма, на которой я работаю разориться. И где тогда искать работу? Чем кормить семью? Страшно!

Эти «А вдруг!», вызывающие подсознательный страх бесконечны. Они и заставляют человека строить удобную для себя жизненную конструкцию. С годами, с возрастом перестраивать ее, для того, чтобы было удобно, комфортно. Для этого нужны знания? Для подобных людей они необходимы.

Есть другие люди, которые не боятся неизвестности, полагаясь на свой ум, хитрость, способность приспособится к любым ситуациям. Это – эгоисты, для которого, кроме него самого ничего и никого не существует. Он – глава, центр внимания в любом обществе. «Sint ut sunt, aut nоn sint - пусть будет так, как есть, или пусть вовсе не будет», так или иначе приспособимся. Нужны ли для такого человека знания? Просто необходимы.

Есть еще один сорт людей. Это те, которые поставили перед собой единственную цель - стать личностью. Что характеризует личность? Прежде всего - собственное мировоззрение и собственные принципы, отличающиеся от массовых. «Не уподобляться массе! Быть отличным от толпы!». И кроме этого высокий профессионализм, позволяющий ему сделать карьеру. Карьера обеспечивает власть. Обладание властью, даже минимальной, дает комфорт. Комфорт обеспечивает житейские запросы. Это и есть обеспеченность завтрашнего дня, в котором присутствует «А вдруг!». Но страх неизвестности здесь, как бы психологически сведен до минимума.

Но, для того чтобы обеспечить себе завтрашний день, нужны знания. Вот тут то весьма может пригодиться соционика, разделившая людей на экстраверсов и интроверсов, этических и логических, страстных, душевных, деловых, хладнокровны. Ага! Наконец, я подобрал ключики ко всем! А если в моих руках есть ключики, то открыть любой замочек мне под силу. Кто такой Иван Иванович Сидоров? Мой подчиненный. Но он же экстравертный этик. Его позиция в общении - активный поиск чувств. Общение он понимает как обмен эмоциями, как своеобразное "плавание" в бурном потоке жизни. Ну, Иван Иванович, вот ты мне и попался! Я знаю, как тебя подавлять. Гасить твой эмоциональный пыл. «Поменьше эмоций, Иван Иванович, поменьше эмоций. Они только вредят нашему общему делу. Мы так не сработаемся». Подавляя, Иван Ивановича, его начальник приобретает власть над ним.

«А кто такой Петр Петрович? Мой начальничек! А он кто такой по соционике? Интровертный логик. Замечательно! Его коммуникабельность протекает по устоявшимся схемам и нормам. Общение понимает как обмен недостающей информацией объяснительного характера. Такая коммуникабельность может осуществляться лишь в письменном виде. В его Эго присутствует деловая логика. Ну вот, дорогой Петр Петрович, и к тебе нашел ключик. В наших деловых отношениях преимущество у меня, поскольку знание врага прямой путь к победе».

А что дает сиоционика в отношениях мужчины и женщины. Очень много. Для тех которые верят в нее. Прежде всего разделения: сенсорики, интуиты, агрессивные, виктимные заботливые, инфантильные.

И что это дает. Рассмотрим с точки зрения этого разделения.

«Заботливая женщина. Не приемлет от мужчины сильных, но грубых ласк. Лишенная прелюдии силовая эротическая игра угнетает ее сексуальность, поэтому мужчины-супермены ее разочаровывают. Поведение совместимого с ней мужчины должно быть инфантильным, т.е. несмелым, выжидающе манящим. Такая женщина любит ласки, которые выражаются в нежных, по-детски слабых прикосновениях к эрогенным зонам. Отношения с виктимным мужчиной ее тоже не устраивают, поскольку его капризность, уловки и провоцирование силы ее удивляют и отталкивают. Отношения с тождественным по психосексуальным устремлениям Заботливым мужчиной ее с течением времени разочаровывают, хотя, в принципе, она ничего против и не имеет. Рано или поздно среди комфорта, которым ее окружили, она ощутит недостаток духовности». (Сайт «Соционика». Статья «Влечение души и тела»)

Что это? Чушь? Нет, далеко не чушь! Для тех, кто превратил интимные отношения в наслаждение, в страсть. Для сексуальных наркоманов, которые кроме как получить удовлетворения своих физических страстей, больше ни о чем не помышляют.

«Агрессивная женщина. Ищет объект для своих властных и активных эротических действий. Больше всего ее устраивает мужчина, который ведет себя с ней послушно, но капризно. Тогда она имеет повод к агрессии. Виктимный мужчина боготворит такую женщину и вместе с тем побаивается ее. Его поведение можно сравнить с поведением пажа, который целиком посвящает себя служению «прекрасной даме». Постоянная игра - лучшее лекарство от пресыщения. В отношениях с инфантильным мужчиной ей не будет хватать игровой покорности с его стороны. Его нежелание приспосабливаться к агрессивным выпадам не может не поставить такой союз на грань разрыва. Отношения с «агрессором» мужского пола ей, с одной стороны, льстят и подстегивают ее азарт, но, с другой стороны, и отталкивают, так как не приводят к желаемой победе. Поэтому они могут иметь лишь переменный успех. Заботливый же мужчина будет нервировать ее своим отношением к ней как к маленькому ребенку, которое она воспринимает как унижение». (Сайт «Соционика». Статья «Влечение души и тела»)

Это теория. Но для того чтобы удостоверится в принадлежности мужчины и женщины к какой именно категории они относятся необходимы исследования, сперва теоретические, затем практически. Прежде всего человек и он и она должны выяснить теоретическим тестовым путем, к какой категории они принадлежат. Затем от теории необходимо перейти к практике. А что такое практика? Длительный половой контакт. А если они не подошли друг другу, то, как же дальше? Надо расходиться и искать другого партнера. Не будешь же спрашивать парня с которым ты познакомилась кто ты по соционике, виктимный или инфантильный. Он просто ответит: «А с чем это едят?», так что все равно придется это исследовать на практике.

Как же быть супругам? Уж больно их заинтересовала соционика. Прочли они опус «Влечение души и тела» на сайте «Соционика». И оказалось, что по всем соционическим параметрам они совершенно не подходят друг другу. И все их семейные беды от этого соционической несовместимости происходят. Выход один. Разбегаться по разным углам и искать экспериментальным путем достойного сексуального партнера. Рушится семья. Страдают дети.

Ну, вот, кажется, мы и подошли к итогам нашего исследования. Оказывается соционика «наука», направленная на удовлетворение страстей человеческих. Она оправдывает самые распространенные, на сегодняшний день, человеческие грехи. Какие? Блуд, стяжательство, не любовь к ближнему.

Так как же может относиться Православие к этой «науке». Ну, это уже тебе судить, дорогой читатель.

Только, чтобы действительно удостовериться в правильности своего суда, надо бы обратиться к Священному Писанию. К Православной идеологии.

Христианство не потакает страстям, а напротив, учит, как надо бороться со страстями.

Что такое секс для христианина? Это не удовольствие, и не наслаждение, как это принято считать у людей занятых телесными проблемами, а не собственной духовностью. При этом, можно считать что это общепринятое и весьма распространенное определение большинства живущих на планете Земля людей. Как к этому относятся инопланетяне нам неизвестно, поскольку не существует ни одно футурологическое исследование по этой теме. Скорее всего, у них собственное отношение, совершенно отличное от нашего. Если это высокоразвитая цивилизация, то естественно секс для них имеет значение такое же, как и у христианина; естественная потребность, (как например, пища, туалет, баня); средство размножения, (если только они не размножаются почкованием); и способ не нарушать седьмую заповедь Божию, (не прелюбодействуй).

Когда то ты жил, даже не представляя о существовании такой науки, как «соционика». «Посчастливилось» тебе в жизни, Ты узнал о ее существовании этой науки. Представь себе, дорогой читатель, что тебе вдруг, ни с того, ни с сего, овладело жуткое любопытство, - узнать: «А кто я таков по соционике?» Обратился ты к специалисту, заполнил массу психологических тестов, и вдруг выясняется что ты Максим Горький, т.е. интровертный логик, или "хладнокровный". Твоя позиция в неформальном общении - пассивное ожидание чувств. Коммуникабельность твоего типа протекает по устоявшимся схемам и нормам. Твой жизненный сценарий предполагает позднюю женитьбу и отсутствие повторного брака. Твой брак, как правило, наименее удачный. Общение ты понимаешь как обмен недостающей информацией объяснительного характера. Такая коммуникабельность ничего бы не потеряла, если бы осуществлялась лишь в письменном виде. В Эго твоего типа присутствует либо структурная логика в качестве первой функции, либо деловая логика в качестве второй функции.

Кроме всего прочего ты еще входишь в группу «резолютивных сенсориков» - «агрессивные» или «охотники». И еще кроме того твой социотип имеет склонность к насильственному овладению женщиной. В любовной игре любишь демонстрировать борьбу. Можешь позволить себе грубость, иногда причиняет женщинам боль - как физическую, так и моральную. Ожидаешь от женщины подчинения силе.

Ну, и как тебе? Будь бы я на твоем месте, дорогой мой, я бы огорчился. Во-первых, я совсем не уверен, что Алексей Максимович был таким. Судя по воспоминаниям современников, хотя бы Ираклия Луарсабовича Андроникова, Горький был довольно-таки мягким и добрым человеком, очень близко к сердцу принимавший боль и тяготы других людей. Всегда стремившийся помочь ближнему. Он был полной противоположностью Владимиру Ильичу Ленину. Поэтому, при всем их взаимном уважении, они часто ссорились. Ленин укорял Горького в излишней сентиментальности, что совершенно никак не вязалось с образом «Буревестника революции».

И все же! Узнав о себе такую подробность, и поверив в нее, на что способен человек неверующий? Естественно, он будет стараться поддерживать в себе образ подобного человека. А что касается человека верующего и живущего по христианской идеологии, то для него нет необходимости проходить тесты, создавать образ. Он и есть образ и подобие Бога. И этой веры для него вполне достаточно.

В миру соционика может иметь очень широкое применение. Скорее всего, в психологии. Эта «наука» опираясь на тесты может проводить тщательные психологические анализы не только на коммуникабельную совместимость людей, но так же как можно подробнее выяснить психологические качества и склонности людей. Насколько они коммуникабельны и насколько управляемы, и насколько принадлежат к нужной идеологии.

Все христиане, имеется в виду верующие и воцерковленные, привержены одной, христианской идеологии. Именно вера и стиль жизни определили их идеологическую общность. Подвести итог под темой «Соционика и Православие» можно подвести такой: «И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Матф. 16:21)

Если есть в Вас вера в Бога, и если вы сомневаетесь в чем-либо, то спросите у Самого Бога, и Он обязательно ответит вам нужно ли это вам или нет, ваше это или нет, делать вам это или нет. Достаточно подойти к любому священнику и попросить Господнего благословления на дела, в которых вы сомневаетесь. Как пример: