МОЛИТВА

Молитва это ключ к вере. Единственный способ, стремясь к совершенству, улучшится - это ходить в Божьем присутствии. Мы можете жить в Его присутствии и в постоянном общении с Ним лишь посредством молитвы. Притом, личной молитвы, которая идет от ума, от размышления над собственной грешностью. Молитва, которая приведет нас в Божье присутствие и удерживает нас там на все время общения с Богом и после. Молитва, которой мы можете молиться в любых условиях, в любом месте, в любое время. Эта молитва души нашей. Подобное общение с Богом называется квиетизм.

Квиетизм - духовное уединение для личного поклонения Богу. Отказа от повторения заученного и обращение непосредственно к Богу, самостоятельно и притом всею душою

Квиетизм присущ не только «свободным христианам», но и монахам и вообще верующим, когда речь идет о личной, или сугубой молитве (беседе с Богом). Квиетизм приемлем в ортодоксальной церкви наряду с обязательными молитвами и духовными песнопениям, которые рекомендует Православная Церковь своим прихожанам. Цель и предназначение квиетизма - поиски личной духовности в условиях упадка христианских нравов и традиций, правильный инструмент, позволяющий строит свою душу в соответствии с Заповедями Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Но, есть ли в действительности такая молитва? Да, такая молитва есть! Молитва, не мешающая нашей внешней деятельности или нашей ежедневной монотонной работе. Есть такая молитва, молиться которой могут власть имущие и не имущие, священники, солдаты, рабочие, дети, женщины и даже больные. Молитва эта исходит и от разума и от сердца. Она начинается в нашем сердце. Она приходит от нашего понимания и наших мыслей. В конкретный момент времени разум может уделять внимание лишь одному предмету. Молитва, исходящая из сердца соединенная с разумом, не прерывается посторонними мыслями. Если вы искренны в вашей беседе с Богом, то ничего не сможет прервать эту беседу, молитву простоты.

Многие из вас могут думать, будто они очень медлительны, очень недуховны и имеют слабое внимание. Но самое простое в этом общении с Богом - это получать радость от самого общения с Иисусом Христом. Наш Господь более реален для нас, чем мы реальны для самих себя! Более того, Его желание придти к нам на помощь, в трудную минуту нашей жизни, сильнее нашего желания приобрести эту помощь, поскольку наше общение с Ним полностью зависит от того, насколько мы верим не в Его существование, а в Его Заповеди, в Его возможность помочь нам. Ведь Он сказал нам:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. (Мтф.7:7-8).

Вот два случая из моих собственных наблюдений, благодаря которым я понял, что такое молитва и упование на Бога, на Его милосердие. И как это бывает, когда мы пытаемся обойти стороной молитву упование на Бога, и решить возникшую проблему другими способами.

Это было в середине девяностых годов прошлого века. Интересно, оказывается, что все мы, живущие ныне, жили еще и в прошлом веке. Возникает чувство долгожительства. Происходило это в Москве, в одном из переулков ведущих от Сретенки к Трубной площади. Была полночь. Я возвращался к знакомому, у которого остановился на время и который жил в этом переулке. Проходя мимо одного дома, я увидел вывеску, которая очень меня заинтересовала. На вывеске было написано, что здесь находится «Дом Божией Матери». Не смотря на позднее время, я реши выяснить, что это за такой «Дом»? Войдя в подъезд дома, по указательной стрелке спустился вниз в подвальное помещение и позвонил в дверной звонок. На дверях была та же вывеска, которая была на фасаде дома: «Дом Божией Матери». Ждать пришлось мне долго, но я не отступил, дождался и дверь мне открыл молодой человек в сиреневом подряснике. На груди у него было красными нитками вышито сердце, пронзенное стрелой, точно такое, какое изображают на любовных открытках - червовое сердце, пронзенное стрелой шалуна Амура. Объяснив отцу Михаилу, так звали молодого человека, открывшего мне дверь, что в столь поздний час я остался без крова надо головой, и попросил ночлега. Он спросил меня: «Кто вы?», я ответил, что я иеродиакон из Раифского монастыря и нахожусь в Москве на послушании. Потом он задал мне еще несколько вопросов, и прежде чем ответить на мою просьбу о ночлеге, долго, и сосредоточено думал. Впрочем, перерывы в нашем диалоге получились продолжительными, поскольку он прежде чем задать мне вопрос, или ответить на мой, очень долго думал. Сперва я не мог понять, что с ним происходит, но потом сообразил, что он медитирует, пытается установить контакт с Богом, ожидая, а что ему подскажет Бог, как Бог отнесется к моему приходу, к моей просьбе.

Я знал, что отказать он мне не может. Тогда мне вспомнилась притча, которую я слышал в Иверском монастыре на Святой Афонской горе и даже видел фреску на стене Святого Входа в монастырь. Притча эта такова. «Однажды, один из паломников, посетивший этот монастырь, изрядно поиздержавшись, не имел средств, для того чтобы вернуться домой. Он обратился за помощью к братьям этого монастыря. Но они ему отказали. Тогда, он, помолившись, и возложив все свое упование и веру на Пресвятую Богородицу, снял шапку, сел подле входа в монастырь и стал просить милостыню. Надеясь таки образом собрать деньги на обратную дорогу домой. Никто ему не подавал милостыню, но вдруг он обнаружил в своей шапке золотую монету, очень похожую на ту, которые лежат в ящике по стеклом, перед Чудотворной Иверской иконы Пресвятой Божией матери, для пожертвований. Он с этой монетой пошел к братьям монастыря. Когда они увидели эту монету, то устыдили. Им не надо было долго размышлять, для того чтобы понять, что монету эту подала Сама Богородица. Монету вернули на место. А расходы, по возвращению этого паломника домой, полностью на себя взял монастырь. С той поры братья никогда не отказывали в подобных просьбах. Это чудо было изображено в виде фрески при входе в монастырь».

Я знал, что если это действительно «Дом Божией Матери», то отказ в своей просьбе я не должен получить. И я не знаю, что ответил о. Михаилу Высший Разум, но он предоставил мне ночлег, в своем кабинете, на полу, устланном ковровым покрытием. Спать мне не пришлось, потому что сперва мы чаёвничали и беседовали с ним, а потом, без подушки и одеяла, на жестком полу, не смотря на мою неприхотливость, все же спать, было неудобно.

Но, об этом в другой раз. Мы говорим о силе молитвы, которая основывается на нашей вере. В первом случае, о. Михаил медитировал, пытаясь, наподобие буддистов, через духовно - логическое рассмотрения себя соединиться с Высшим Разумом и получить вразумительный ответ на вопрос: «Как ему поступить в данном случае?», поскольку не знал истинных целей моего визита. Время было смутное, и служители «Дома Божией Матери» боялись всяческих провокаций от их недругов, или противников их веры, поскольку не принадлежали ни к одной христианской конфессии, основав свою собственную.

Во втором случае, с паломником Иверона, была только молитва и упование на милость Божию.

Нашей вере, а следовательно и молитве, мешает повседневная забота о завтрашнем дне. Когда мы полагаемся не на Него, а на себя лично.

« В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». (Лк.10: 38-42).

«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». (Матф.6:34)

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему». (Иакова 1:5). - При необходимости в своих молитвах мы просим Бога не человеческую мудрость, а духовную, только в ней Бог может указывать нам причину совершаемого нами действия. Верою, по молитве, получив от Бог просимое мы укрепляемся. И тогда поступаем по воле Его, вопреки своим собственной мудрости и желаниям.

Мы молимся и в молитвах своих проявляем заботу о завтрашнем дне. Это заставляет нас делать страх неизвестности, неосведомленности. Ведь завтрашний день не за горами. Он наступит, но готовы ли мы принять все, что он несет нам? Нет! Если сами заботимся, то не готовы. Но если мы молимся только лишь о том, чтобы Он сохранял нас в здравии духовном и телесно, и полностью полагаемся только на Него, то тогда, действительно готовы. И чтобы не принес нам завтрашний день, все мы принимаем с благодарностью. Во-первых, мы, по своей греховной человеческой натуре никак не заслужили Его благодеяний. Во-вторых, все, что даст Он нам на следующий день, все для пользы нашей: голод, холод, гонения, тревоги, болезни, физическую смерть. Главное, не умереть нам духовной смертью, не разорить мир внутри себя. Поскольку наиболее проявляет себя наша грешность, тогда, когда мы не в мире с собой. Когда мы внутри разделены, и внешне воюем с нашим окружением.

«Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его».(Мк. 3:24-26)

 

Именно тогда, когда мы заботимся о приходящем, от том, что истребляют моль и ржа и крадут воры, тогда наша молитва тщетна и вера наша только в существование Бога, но не в Его защиту и покровительство. Исполняя заповедь Его: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут», (Матф.6:19-20), мы действительно занимаемся главным в нашей жизни - строительством мира в нашей душе, тогда завтрашний день, сам о себе начинает заботиться.

Молясь, никогда не забывайте молитву Господню в Гефсиманском Саду: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.». (Матф.26:39) «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» - «Пусть все будет по воле Твоей, но не так как я того желаю. Потому что Ты раньше меня знаешь нужды мои, и тревоги мои. Только Ты можешь меня защитить и наставить». И если мы искренни в подобной молитве верою своей, то мы действительно Его чада, и на пути к своему Спасению от Вечной Смерти.